Один из четырех президентских национальных проектов
ставит целью возрождение села. Но многие скептически считают, что и
эти вновь выделенные средства безвозвратно утонут в хлябях
полуразвалившейся и полупьяной российской деревни. Альтернативу
предлагает движение за создание родовых экологических поселений.
Люди объединяются в общественную организацию, общину и строят на
экологически чистом участке земли родовые поместья, каждому по
гектару, которые не могут быть проданы, а только переданы по
наследству. Они создают новое поселение, новый здоровый устойчивый
социум, где будут вместе жить, рожать и растить детей в любви и
труде, а хозяйство вести по природным, экологически чистым
технологиям. Пастораль? Мечта свихнувшегося горожанина? Нет, уже
реальность. Подобные поселения созданы во многих областях России. В
Калужской области это - "Ковчег" в Малоярославецком районе,"Родное"
- в Бабынинском, "Сварожье" - в Кировском, "Желанное" - в Жуковском.
В нынешнем году планируется под Калугой начать строительство еще
одного поселения. Наш собеседник - организатор будущей общины,
директор некоммерческого партнерства "Светлодар" Татьяна ИВАНОВА.
ПОБЕГ ИЗ КАМЕННЫХ ДЖУНГЛЕЙ
- Как я понимаю, в общины
экологических поселений объединяются в основном городские люди?
Причем большинство из них с высшим образованием, достаточно успешные
в своей карьере? Откуда такое стремление - вдруг бросить все блага
городской цивилизации и поселиться в чистом поле, чтобы заниматься
нелегким физическим трудом?
- Человек обычно не думает, где
и как живет, пока у него нет семьи. Первой задумываться начинает
женщина, когда собирается рожать ребенка. Ответственность за его
жизнь заставляет ее понимать, как опасно то, что она ест и пьет,
каким воздухом дышит, что смотрит по телевизору, что видит и слышит
вокруг. Ученые уже давно выяснили: грубые, резкие слова, злобная
матерщина разрушающе воздействуют на структуру ДНК не только
человека, но даже растений и природных веществ. В магазинных
продуктах - консерванты, ароматизаторы, красители, заменители вкуса.
На работе - стрессы, безумная гонка за деньгами и карьерой. Человек
должен заботиться о будущем и жить иначе.
- Вас к этой мысли
тоже привело рождение детей?
- Детей у нас трое. Но мысль
эта возникла значительно раньше. В первый день нашего знакомства с
мужем, а мы оба учились тогда в Казанском университете, мы ехали в
трамвае по городской окраине мимо маленьких деревянных домиков и оба
разом сказали: "Хорошо бы жить в деревне!".
- Ну, и взяли бы
землю в деревне, купили бы дом. Какие проблемы?
- Мы взяли
гектар земли в деревне под дачный участок, завели там какое-то
хозяйство, но жить там не хочется. Я прожила там одно лето. Соседи
пили, ругались, даже убийства по пьянке случились. Нет, нам хотелось
другого. Когда мы узнали о движении за создание родовых поселений,
то сразу поняли, что это именно то, что нужно нашей семье.
-
Но вы же городские жители, непривычные к сельскому труду. Вы -
учитель, муж - программист. И дети уже привыкли к городской жизни.
Не боитесь разочарований?
- Нет, ведь всему можно научиться,
если ты осознал необходимость этого. Мы занимаемся пчеловодством,
разводим калифорнийских червей. В квартире есть кошка и собака. И
кроме того, есть дачный участок и опыт работы на земле. Остальное
приложится. Было бы желание.
- Итак, появилась мысль. С чего
вы начали ее реализовывать?
- Первым опытом, наверное, была
покупка того гектара земли под дачный участок, но это, как я уже
сказала, не решение проблемы. А когда мы узнали про экологические
поселения, то решили своими глазами посмотреть, что это такое, и
поехали в "Ковчег", в Малоярославецкий район.
- Вам
понравилось то, что вы увидели?
- Да. Мы ездили с мужем и
старшей дочкой. Уезжали оттуда со слезами на глазах. Очень
понравились люди. Там 120 гектаров земли на 70 семей. Кто-то уже
живет постоянно, кто-то строится. В прошлую зиму зимовали только 12
семей, а теперь уже 20. Много детей, все чем-то занимаются, на
велосипедах катаются, играют дружно.
- В наших деревнях
детей не часто увидишь.
- Лица открытые, глаза чистые,
улыбаются, все с нами здороваются, свободно разговаривают. Мы
чувствовали, как на нас сходит поток какой-то благотворной энергии.
- А чем поселяне добывают хлеб насущный?
-
Во-первых, там много москвичей. Основная масса - москвичи. Многие из
них просто сдают квартиры московские в аренду и на эти деньги живут.
У кого-то есть гончарный круг: делают горшки, обжигают, расписывают.
Есть художники, которые пишут картины. Есть программисты, которые
общаются с заказчиками через Интернет. Многие занимаются
пчеловодством, выращивают овощи. Спрос на эту продукцию большой.
Люди понимают, что это - действительно экологически чистое и
выращено с любовью.
- Ну да, то, что выращено наемным
трудом, - совсем другая продукция.
- Конечно, на каждый
росток влияют не только природные условия, но и то, с какими мыслями
это посажено, выращено и собрано.
- Как-то раз я спросила у
эконома Оптиной Пустыни отца Досифея: "Почему во всем Козельском
районе пшеницы собирают от 15 до 25, редко 30 центнеров с гектара, а
у вас на той же земле без всяких минеральных удобрений - 60-80
центнеров с гектара?". Он ответил: "А мы с благословением и
молитвою".
- Покупатели сами приезжают в "Ковчег", готовы
платить за эту продукцию дороже, чем в городе, на рынке.
- А
не бывает там межсоседских распрей, конфликтов по поводу дележа
земли и прочего?
- Такого, конечно, нет. Все споры, которые
случаются, решаются на общем собрании.
- А как в поселении
осуществляется управление?
- "Ковчег", как и наша
организация "Светлодар", - некоммерческое партнерство. Есть
директор, а высший орган - общее собрание. У нас была мысль
присоединиться к "Ковчегу", но муж пока привязан по работе к Калуге,
и мы решили создавать свое поселение, поближе. Съездили еще в
Мордвиново, около Куровских, там тоже есть небольшое поселение - на
17 домов. Познакомились, оказалось, что у них были желающие взять
землю вместе с ними, но участок оказался мал, на всех не хватило. Мы
связались с этими людьми, стали еще искать единомышленников среди
друзей и знакомых.
- Сколько семей сейчас в вашем
некоммерческом партнерстве?
- Если считать всех желающих, то
наберется до 50. Но все люди связаны обстоятельствами. Не каждый
отваживается сразу сделать такой серьезный выбор. Более определенно
настроены около 30-35 семей, а 10 готовы приступить к строительству
хоть завтра.
- Не маловато одного гектара для такого
звучного названия - родовое поместье?
- Так речь ведь идет
не о барском поместье с крепостными крестьянами, а о таком, где
каждая травинка должна быть обласкана, обихожена собственными
руками. Для нашей семьи, где трое детей, гектара, конечно,
недостаточно, мы возьмем два. Но условие именно такое.
-
Чтобы каждая травинка своими руками?
- Да. Причем на участке
должен быть и лесок посажен, и сад, и огород, и пруд небольшой -
все, чтобы там хорошо и приятно было жить.
- Помню, в конце
80-х - начале 90-х был дачный бум, когда люди хватали землю в
близких к Калуге районах, давили друг друга в электричках и
автобусах, строили, что-то выращивали. А теперь масса этих участков
стоит запущенная, заброшенная. Родители состарились, а молодежи
некогда. Вы уверены, что нынешняя волна не принесет таких же
результатов?
- Это - совсем другое. Экологические поселения
- это не просто другой образ жизни, а другая философия жизни.
Вообще, другая жизнь. И уже есть опыт такой жизни, на котором мы,
последователи, учимся, учитываем предыдущие ошибки. Есть уже
сложившееся в России сообщество, разделяющее эту философию и
реализующее ее. Это - не дачный кооператив.
- Что за люди,
что за семьи собрались в вашей будущей общине?
- В основном
молодые семьи, с детьми или собирающиеся рожать детей. По профессии
есть учителя, программисты, банковские работники, инженеры, медики,
частные предприниматели, художники. Есть пенсионеры даже. Есть люди
не только из Калуги, но и из городов и поселков области. Хотят
приехать из Москвы. Разные люди.
- Вы уже представляете, чем
будете заниматься, живя в поселении?
- Много желающих
заниматься традиционными народными ремеслами: ткачеством, плетением
из лозы, гончарным промыслом. Уверены, что найдется много людей,
которые захотят познакомиться с нашей жизнью, пожить с нами, поэтому
собираемся развивать деревенский туризм. Есть желающие заняться
коневодством и обучением обращению с животными. Существует сегодня
такое течение: гуманное отношение к животным. Или еще называют -
естественные отношения.
- Как у Маяковского - хорошее
отношение к лошадям.
- Кстати, пройти курс такого обучения в
Москве сегодня стоит не менее 1000 долларов. А суть в том, что
животное не надо подчинять насилием, не надо в лошадиной упряжи
применять предметы, которые причиняют лошади боль, - например,
железные удила. Нельзя применять кнут, палку.
- А просто
дружить с лошадью?
- Конечно, лошадь должна работать в
хозяйстве, помогать человеку, но стимулы должны быть не
принуждающие, а поощряющие, и соответствующее воспитание животного.
- Очень серьезные планы, прямо революционные.
-
Порода должна наиболее подходить к жизни и работе в экологических
поселениях. Эти лошадки неприхотливы, умны, покладисты. У нас ведь
сейчас в городе в отношениях с животными все наоборот. Люди работают
на животных: ухаживают за ними, лечат, кормят порой без всякой
отдачи. А домашние животные человеку должны помогать в жизни, ведь
он их для этого и приручил: кошка - мышей ловить, собака - дом
сторожить. Все отношения между человеком и животными в городских
условиях извратились, поэтому и животные болеют. Раньше ведь даже
медведей приручали, чтобы они ямы рыли, корни выкапывали. В Индии
слоны, например, помогают человеку выполнять тяжелую работу и делают
это не под угрозой насилия.
- А каким условиям должна
соответствовать земля, выбираемая для экологического поселения?
- Прежде всего, надо, чтобы эта земля понравилась, чтобы она
была чистой, чтобы поблизости был водоем, лес. Участок у нас уже
выбран, не буду пока говорить где, чтобы не спугнуть удачу.
- А проект дома каждый выбирает для себя?
- Да, но в
основном для экологических поселений подходят дома из экологически
безопасных материалов, не слишком большие, чтобы их было легко
отапливать. Знаю людей, которые по 10-15 лет строили кирпичные
коттеджи, а потом поняли, что содержать и отапливать такой дом им не
по карману. Они сами мучаются, а потом еще их детям и внукам
придется с этой проблемой как-то разбираться. Дома должны быть
простыми, теплыми: бревенчатые или саманные - легко отремонтировать,
легко перестроить.
- А как же привычные блага цивилизации?
Снова - туалет типа сортир на огороде?
- Биотуалет. Все
отходы превращаются в компост, в удобрения, и возвращаются в землю.
Единый природный цикл. Вносить в землю не химию, а естественный
продукт.
- Хорошо, а стиральные порошки, средства для мытья
посуды и прочее? Все тоже в землю пойдет?
- Мы об этом
думали. Конечно, все эти средства жизнь облегчают, но последствия от
них вредные. В "Ковчеге", например, посуду моют горчичным порошком.
Прекрасно все отмывается. Можно добавить немного соды. Корень
мыльнянки еще есть.
- А для стирки щелоку наварить, как в
старину?
- Кстати, легко. Просто зола из печки заливается
водой и настаивается, а потом сливается. Конечно, не все будет
легко, но это ведь только начало пути. В любом случае это будет наша
земля, которую мы хотим передать нашим детям и внукам чистой,
плодородной и назагаженной. В городе мы сливаем в канализацию все,
не задумываясь, чем это к нам вернется.
- А электричество у
вас будет?
- Есть среди наших друзей такие, которые считают,
что оно совсем не нужно. В "Ковчеге" сначала поставили электрические
столбы, а потом спохватились: весь вид испортили. И дальше кабель
под землей прокладывали. Электричество, конечно, будет. Но есть
проекты и установки ветряков, и солнечных батарей, и специальных
домов, в которых стены аккумулируют тепло солнца.
- Утюг в
полтора киловатта на солнечных батареях? Вряд ли.
- Сейчас
не так уж много одежды, которую нужно гладить. А лен и хлопок есть
много способов разгладить и без электрического утюга. Проблем с
приготовлением пищи у многих не будет, потому что практически никто
из наших друзей не употребляет мяса, многие питаются сырыми
продуктами - молоко, овощи, фрукты, зерно. Наша семья 17 лет не ест
мяса. Я, правда, ем рыбу, детство мое прошло на Волге.
- А
белковый дефицит?
- Нет никакого дефицита. Люди страдают и
болеют из-за переедания. Едят в пять-шесть раз больше, чем нужно для
восполнения энергетических затрат организма.
- Скажите,
почему же тогда все время зверски хочется есть?
- Стресс
постоянный, недостаток положительных эмоций, реклама. Так что будем
есть грибы, ягоды, рыбу в прудах разводить, овощи, фрукты, продукты
пчеловодства, зерно выращивать. И для себя, и для продажи.
-
Еще вопрос о детях, им же надо учиться, получать образование?
- Сегодняшняя семья - это не ячейка общества, как говорили в
советское время. Она давно разорвана и разрозненна. Дети не видят
родителей, а родители детей. Детей воспитывает государство, учит их
государство. Все возвращаются домой только вечером - измученные,
усталые и сердитые. Тепла и добра друг на друга у членов семьи не
хватает.
- Разве что на подзатыльник.
- Вот именно.
Все живут и страдают поодиночке. Мы все будем жить и трудиться
вместе. Мы сами будем воспитывать своих детей, не нотациями, а
именно тем, что живем рядом, у них на виду, вместе с ними. И
бабушки, дедушки у них будут рядом. А школьная программа - не
проблема. Создадим свою школу, со своими учителями. А пока будет
создаваться школа, можем учить своих детей сами, а экзамены по
программе сдавать экстерном. Сейчас так поступают многие. Кстати, в
Геленджике есть школа академика Щетинина, которая находится под
эгидой ЮНЕСКО, где обычные дети школьную программу осваивают за
два-три года, а затем сами же и преподают. И Дом здоровья у нас
будет, а не больница, и клуб свой, и мастерские общие.
- То
есть, для вас жизнь в поселении выглядит уже близким и реальным
будущим?
- Да, документы на землю - в стадии оформления.
Губернатор идею создания нашего поселения поддержал. Недавно звонили
из областного министерства строительства, обсуждали вопрос, как нам
помочь провести электричество. Должны к нам из "Ковчега" приехать,
чтобы показать технологию возведения саманных домов. Многому надо
учиться, предстоит большая работа.
- Бог в помощь!
Беседовала Наталья ТОРБЕНКОВА.
|